Цветовой охват
Как правило, говоря о диапазоне воспроизводимых цветов, производители указывают на самом деле количество градаций, на которые этот диапазон разбит – 16,7 млн., например. Величина же диапазона остается за кадром: очевидно, что монитор, воспроизводящий 16,7 млн. оттенков зеленого и монитор, воспроизводящий 16,7 млн. оттенков от белого до всех цветов радуги – это два совершенно разных монитора, хотя к обоим применимо число "16,7 млн".
Для указания же именно диапазона доступных монитору цветов используют так называемую диаграмму CIE: двумерный график, на котором выделена подковообразная область, включающая в себя все цвета, доступные человеческому глазу. Компьютерный монитор же, чья матрица состоит из синих, красных и зеленых субпикселей, воспроизводит диапазон цветов, ограниченный треугольником с вершинами, соответствующими цветам каждого из субпикселей. Стандартным треугольником охвата для современных настольных мониторов считается определенный стандартом sRGB, хотя есть уже и модели, выходящие за его пределы (мониторы с подсветкой на светодиодах или лампах с улучшенным люминофором).
Увы, ноутбуки похвастать большим цветовым охватом не могут: как вы видите из графика, он сильно не дотягивает даже до sRGB. На практике это означает, что, по сравнению с настольным монитором, синий цвет на ноутбуке будет иметь бирюзовый оттенок, а красный и зеленый – желтоватый. Это принципиальный недостаток, его невозможно исправить никакой калибровкой или настройкой – чтобы вы ни делали, получить на ASUS F6E такие же чистые цвета, как на большом мониторе, невозможно.
В чем же причина? В большей полосе пропускания RGB-светофильтров матрицы. Как мы объясняли в посвященной этому вопросу статье, неидеальность цветового охвата объясняется тем, что лампы подсветки имеют линейчатый спектр излучения, часть линий которого попадает между полосами пропускания светофильтров матрицы, смещая свечение субпикселов в сторону желтого и бирюзового цветов. Сделав светофильтры более узкополосными, мы можем улучшить цветовой охват, эффективно заблокировав "лишние" линии спектра ламп – но одновременно это означает, что значительная часть света лампы, не попадающая точно в полосы пропускания светофильтров, будет ими блокироваться. Следовательно, ЖК-матрица станет темнее, для поддержания той же яркости экрана придется увеличить мощность лампы подсветки – и пропорционально увеличить расход энергии на нее. В ноутбуках это приведет к заметному снижению времени работы на батареях, что нежелательно – а потому производители жертвуют цветовым охватом, увеличивая прозрачность RGB-фильтров и уменьшая тем самым энергопотребление экрана.
К слову, если в настольных мониторах со светодиодной подсветкой цветовой охват значительно увеличен, то в ноутбуках со светодиодной подсветкой это в общем случае не так. Дело в том, что в мониторах используются триады из синего, красного и зеленого светодиода – полоса излучения каждого из них совпадает с полосой пропускания одного из светофильтров матрицы, а значит, никаких "лишних" линий в спектре нет. Однако строенные светодиоды довольно неэкономичны, на сегодняшний день они потребляют примерно на 20 % больше энергии, нежели CCFL-лампы. Поэтому в ноутбуках используются белые светодиоды, которые, напротив, экономичнее флуоресцентных ламп подсветки – но имеют сплошной спектр излучения, а значит, снова приводят нас к необходимости поиска компромисса между энергопотреблением и цветовым охватом. В результате на данный момент ноутбучные ЖК-матрицы ощутимо экономичнее своих CCFL-собратьев, но вот цветовой охват имеют столь же небольшой.
Гамма-компенсация
Как хорошо известно нашим читателям, интересующимся разделом с тестами мониторов, современные системы отображения имеют нелинейную передаточную характеристику – или, говоря простыми словами, если сигнал на выходе видеокарты увеличить в два раза, то яркость экрана монитора вырастет не в два раза. Соотношение между уровнем сигнала с видеокарты и яркостью экрана называется передаточной функцией, в случае с мониторами ее частный случай называется гамма-функцией и имеет вид кривой y=x^і, где стандартное значение і=2,2. В ходе тестов мы проверяем это соответствие и отображаем на одном графике четыре кривые – идеальную для гаммы 2,2 (черным цветом) и три реальных, для каждого из базовых цветов.
Как вы видите, у ASUS F6E реальные гамма-кривые проходят несколько выше идеальной, особенно в левой части графика, соответствующей темным оттенкам. Это значит, что на практике темные оттенки на экране ноутбука будут выглядеть немного светлее, чем должны. С другой стороны, каких-либо фатальных проблем нет – к таковым можно было бы отнести "волнистость" гамма-кривых или, что совсем плохо, их вырождение в горизонтальные линии в левом нижнем или правом верхнем углу графика: последнее бы означало, что экран не воспроизводит темные или светлые оттенки. Но, к счастью, у F6E таких проблем нет.
Цветовая температура
Понятие цветовой температуры связано с тем, что человеческий глаз не имеет "встроенного" эталона белого цвета – в зависимости от условий освещения он принимает за белый цвета, на самом деле немного различающиеся друг с другом. Когда мы сидим за монитором, наши глаза подстраиваются в первую очередь под уровень внешнего освещения – поэтому, чтобы экран не казался желтоватым или синеватым, он должен быть настроен под конкретное освещение. Степень желтизны или синевы принято определять через температуру абсолютно черного тела, при которой оно имеет такой же цвет свечения, и измерять в кельвинах; например, лампочка накаливания соответствует температуре 2700 К, полуденное солнце – около 6000 К, а цветовая температура дневного света облачным днем может доходить и до 9000 К. Забавно, что чем выше температура – тем холоднее кажется оттенок нашим глазам. Для мониторов стандартным значением считается температура 6500 К, однако это значение не является абсолютным эталоном – на практике комфортная для вас цветовая температура будет зависеть от освещения вашей комнаты.
Помимо температуры белого цвета, важное значение имеет также температура разных уровней серого – если эти значения сильно отличаются, то серый цвет на экране ноутбука может приобретать желтоватый (если его температура занижена) или синеватый (если завышена) оттенок. Поэтому в тестах мы измеряем четыре цветовых температуры – для белого цвета и для разных градаций серого.
Увы, с этой точки зрения F6E настроен не слишком хорошо: если температура белого достаточно близка к желаемому результату, то серый цвет приобретает сильный синеватый оттенок. К сожалению, исправить это ручными настройками довольно сложно, помочь в такой ситуации может разве что аппаратный калибратор, стоимость которого начинается примерно от 2000 рублей.
Цветовая температура, по сути, описывает баланс между красным и синим цветами – но ведь есть еще и зеленый, нехватка которого придаст изображению розовый оттенок, а избыток, соответственно, зеленоватый. Численные значения цветовой температуры баланс зеленого не учитывают, поэтому выше мы приводим маленький участок диаграммы CIE (мы ее уже упоминали несколькими абзацами выше), на который крестиками нанесены четыре измеренные нами точки – белый и три уровня серого. Наклонная чуть изогнутая кривая на этом графике – это линия, на которой должны лежать все точки, чтобы изображение не имело ни зеленоватого, ни розоватого оттенка.
Как мы видим, у F6E есть небольшой уход в зеленоватый на белом цвете, однако на сером ноутбук выправляется и погрешность становится несущественна. И, разумеется, снова видно избыточную холодность цветов: цепочка крестиков сильно вытянута в сторону холодных, синеватых оттенков. Впрочем, забегая вперед, отметим, что хотя такой результат был бы не самым лучшим для настольных мониторов, среди собратьев-ноутбуков F6E смотрится сравнительно неплохо – на многих других моделях изображение уходит в синеву куда сильнее.
Яркость и контрастность
Вполне традиционный тест – яркость и контрастность ЖК-матрицы. В отличие от предыдущих статей, мы используем для измерения этих параметров новый, более точный калибратор Datacolor (ColorVision) Spyder 3 Elite. Измерения проводятся при максимальной яркости в двух режимах – при питании от сети и от аккумулятора.
Что ж, уровень яркости белого великолепен – более 200 кд/кв.м, почти как у настольных мониторов! Такая яркость экрана позволяет без проблем и работать с ноутбуком на ярком свету, и смотреть на нем фильмы при дневном освещении. Контрастность, увы, подвела – она не дотянула и до 100:1, в то время как у настольных мониторов этот параметр выше в 4-5 и более раз; так что, если вы предпочитаете смотреть фильмы ночью, глубокого черного цвета от ноутбука добиться вряд ли удастся.
Яркость в ноутбуке регулируется ШИ-модуляцией лампы подсветки на частоте 206 Гц.
Какой-либо заметной разницы при работе от аккумулятора и от сети нет – разумеется, вы можете настроить режимы энергосбережения по своему вкусу, но по умолчанию ограничений на яркость экрана при автономной работе не стоит.
|
|